ЭНЕРГИЯ

День конвергентного урока

Границы стираются, а результаты возникают во время междисциплинарной работы на стыке областей.
Конвергенция (от английского convergence — «схождение в одной точке») означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение отдельных научных дисциплин и технологий, когда границы между ними стираются, а результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.

Реализация в московских школах конвергентного подхода в обучении направлена на формирование такой образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности, когда учащиеся воспринимают мир как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин.

«УГ Москва», № 48 от 27 ноября 2018 года

Урок
Получение
«Получить можно всё,
но не всё сразу»
Как мы видим, получению энергии придавалось и придается архиважное значение. Но очевидно, что энергия и вещество связаны диалектическим единством. Для получения материалов с древности используется энергия, но и выработать энергию, в свою очередь, мы можем только с помощью специально подобранных материалов и конструкций из них. Названные процессы могут служить примером конвергенции человеческих знаний для научно обоснованного развития технологии. Эксперименты в ходе урока позволят вам глубже осознать понятие «Энергия» и ее взаимосвязь с материальными объектами.
Применение
«Энергия – двигатель жизни»
Окружающий нас мир обладает поистине неиссякаемым источником различных видов энергии. На протяжении всего своего существования человечество использовало энергию, накопленную природой в течение миллиардов лет. При этом способы ее использования и применения постоянно совершенствовались с целью получения максимальной эффективности. Энергия всегда играла особую роль в жизни человечества. Все виды деятельности человека связаны с применением энергии.
Преобразование
«Если хотите открыть тайны вселенной, то мыслите языком энергии...»
У всех видов энергии есть общее свойство: энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает; она лишь переходит из одного вида в другой или от одного тела к другому. Преобразование различных видов энергии лежит в основе всех процессов, происходящих в живой и неживой природе. Сегодня мы предлагаем вам почувствовать себя исследователями и опытным путём убедиться в преобразованиях энергии в её различных формах.
Итоги работы
По итогам работы необходимо составить и отправить презентацию.
Структура презентации
Титульный слайд
На титульном слайде укажите номер школы и название команды. Шаблон презентации можно посмотреть и скачать ниже.
3 слайда
На каждом из 3 слайдов расположите фотографию оборудования, которое Ваша команда использовала на каждой из 3-х станций, и запишите выводы и развернутые ответы на вопросы к практическим задачам.
Интеллект-карта
На последнем слайде расположите интеллект-карту, которую Ваша команда составила по итогам проведенных практических работ. О том, что такое интеллект карта, написано ниже.
Интеллект-карта — это отличный инструмент при изучении нового материала: с ними гораздо проще не только запоминать новую информацию, но и воспринимать её. Это происходит из-за того, что в процессе создания своей интеллект-карты вы выявляете и фиксируете причинно-следственные связи между различными понятиями, и поэтому процесс изучения материала идет быстрее.
К тому же, интеллект-карты экономят время, поскольку при написании длинных конспектов уходит много времени и на написание, и на последующее перечитывание материала.
Кроме того, интеллект-карта это прекрасный инструмент при планировании или при решении различного рода жизненных задач.
  1. Чтобы создать свою интеллект-карту по итогу сегодняшнего урока, расположите в центре фундаментальное понятие «энергия».
  2. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
  3. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями.

Интеллект-карта
Шаблон презентации
Отправить презентацию
Городской Методический Центр не оценивает отправленные презентации.
Оценивание проводит коллектив Ваших учителей.
Школа
Название команды
Презентация
Вы можете отправить презентацию в форматах .ppt и .pptx В названии файла презентации указывайте номер школы и название команды. Например: 123_Чемпионы
Ссылка на презентацию
Вы также можете отправить ссылку на размещенную в открытом доступе презентацию.
Чемпионат
Задачи
Ответы необходимо отправить в форме ниже.
Коллективу учителей
Ниже представлены необходимые материалы, рабочие листы и списки оборудования для проведения Дня Конвергентного Урока «Энергия» в Вашей школе.

Вы также найдете дополнительные материалы для подготовки и проведения «Дней», посвященных другим фундаментальным понятиям.
Пример проведения
1
Подготовка к уроку
Внимательно изучите рабочие листы. В зависимости от имеющегося в школе оборудования могут потребоваться разные варианты комплектов. Все варианты представлены в разделе рабочие листы и оборудование.
2
Проведение урока
Урок разработан для 10-ых классов. Вся параллель делится на 3 класса (3 учебных кабинета). Каждый класс делится на 3 группы. Каждой группе будет предложено выполнить 3 практических задания.
3
Итоги работы
По итогам работы необходимо создать и отправить презентацию. Начинать готовить фотоматериалы для презентации необходимо уже в процессе работы на станциях. Шаблон и структура презентации представлены на сайте.
4
Чемпионат
После прохождения трёх станций каждой группе предлагается принять участие в чемпионате по решению междисциплинарных задач.
5
Итоги чемпионата
Ответы на задачи чемпионата нужно отправить в специальной форме на сайте.
6
Сертификаты
Команды, проявившие себя в ходе урока и чемпионата, получат сертификаты.
Рабочие листы и оборудование
Выберите для каждой станции один вариант рабочего листа, исходя из того оборудования, которое есть у Вас в школе.
  • Рабочий лист А
    Оборудование проекта «Академический класс в московской школе»:
    • набор «Альтернативные источники энергии» («Энергия ветра»);
    • вентилятор;
    • ключ для замыкания и размыкания электрической цепи;
    • амперметр;
    • вольтметр.
  • Рабочий лист Б
    Оборудование проекта «Академический класс в московской школе»:
    • Маятник Максвелла;
    • Машина магнито-электрическая (генератор ручной);
    • штатив с муфтой и зажимом;
    • динамометр с фиксатором;
    • груз массой 100 г;
    • прочная нить;
    • измерительная лента;
    • набор «Альтернативные источники энергии» («Энергия ветра», «Энергия Солнца»).
  • Рабочий лист В
    Оборудование проекта «Академический класс в Московской школе»:
    • демонстрационный источник питания;
    • прибор для опытов по химии с электрическим током;
    • мешалка магнитная с подогревом или плитка электрическая;
    • стаканы химические стеклянные;
    • спиртовка;
    • весы электронные с USB-переходником.

    Оборудование проекта «Инженерный класс в московской школе»:
    • набор лабораторный по электролизу;
    • лабораторный источник питания;
    • весы электронные;
    • стаканы химические стеклянные;
    • спиртовка;
    • плитка электрическая.
  • Рабочий лист А
    Оборудование проекта «Академический класс в Московской школе»:
    • штатив на 10 гнезд;
    • пробирки ПХ-16;
    • датчик температуры цифровой или термометр
    • регистратор (ноутбук или планшет);
    • пипетка автоматическая или пипетка Пастера

    Оборудование проекта «Инженерный класс в московской школе»:
    • штатив на 10 гнезд;
    • пробирки ПХ-16;
    • датчик температуры цифровой или термометр;
    • регистратор (ноутбук или планшет);
    • мерный цилиндр или пипетка Пастера.

    Оборудование проекта «Медицинский класс в московской школе»:
    • штатив на 10 гнезд;
    • пробирки ПХ-16;
    • датчик температуры цифровой или термометр;
    • регистратор (ноутбук или планшет);
    • пипетка автоматическая или пипетка Пастера.

    Оборудование проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования»:
    • штатив на 10 гнезд;
    • пробирки ПХ-16;
    • датчик температуры цифровой или термометр;
    • регистратор (ноутбук или планшет);
    • пипетка автоматическая или пипетка Пастера.
  • Рабочий лист Б
    Оборудование проекта «Медицинский класс в московской школе»:
    предметные и покровные стекла
    • пинцеты;
    • микроскопы;
    • фильтровальная бумага;
    • пипетки.
    Реактивы:
    • водное растение элодея.
    Дополнительное оборудование:
    • источник света 100 Вт.

    Оборудование проекта «Курчатовский класс в московской школе»::
    предметные и покровные стекла
    • пинцеты;
    • микроскопы;
    • фильтровальная бумага;
    • пипетки.
  • Рабочий лист В
    Оборудование стандартного кабинета:
    • Маятник Максвелла;
    • машина магнито-электрическая (генератор ручной);
    • штатив с муфтой и зажимом;
    • динамометр с фиксатором;
    • грузы массой 100 г;
    • прочная нить;
    • измерительная лента;
    • направляющая рейка;
    • каретка.
  • Рабочий лист А

    Оборудование проекта «Инженерный класс в московской школе»:

    • Маятник Максвелла;
    • машина магнито-электрическая (генератор ручной);
    • штатив с муфтой и зажимом;
    • динамометр с фиксатором;
    • груз массой 100 г;
    • прочная нить;
    • измерительная лента;
    • набор «Теплота 2».
  • Рабочий лист Б
    Оборудование проекта «Академический класс в Московской школе»:
    • калориметр;
    • датчик температуры цифровой или термометр;
    • регистратор (ноутбук или планшет);
    • пипетка автоматическая или мерный цилиндр.

    Оборудование проекта «Инженерный класс в московской школе»:
    • калориметр;
    • датчик температуры цифровой или термометр;
    • регистратор (ноутбук или планшет);
    • мерный цилиндр.

    Оборудование проекта «Медицинский класс в московской школе»:
    • датчик температуры цифровой или термометр;
    • регистратор (ноутбук или планшет);
    • пипетка автоматическая;
    • стакан химический на 100 мл.

    Оборудование проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования»:
    • калориметр;
    • датчик температуры цифровой или термометр;
    • регистратор (ноутбук или планшет);
    • пипетка автоматическая или мерный цилиндр.
  • Рабочий лист В
    Оборудование проекта «Медицинский класс в московской школе»:
    • водяная баня;
    • спиртовка;
    • штатив с лапкой;
    • пробка с газоотводной трубкой;
    • пробирки;
    • плоскодонная термостойкая колба на 200–250 мл;
    • мерный цилиндр;
    • микроскоп;
    • предметное и покровное стекла;
    • пробирка с водой;
    • пипетка.
    Реактивы:
    • дрожжи пекарские — Saccharomyces cerevisiae;
    • 0% раствор сахарозы;
    • насыщенный раствор Са(ОН)2;
    • концентрированная серная кислота H2SO4;
    • кристаллический бихромат калия K2Сr2O7.

    Оборудование проекта «Курчатовский класс в московской школе»:
    • водяная баня;
    • спиртовка;
    • штатив с лапкой;
    • пробка с газоотводной трубкой;
    • пробирки;
    • плоскодонная термостойкая колба на 200–250 мл;
    • мерный цилиндр;
    • микроскоп;
    • предметное и покровное стекла;
    • пробирка с водой;
    • пипетка.
— Если у нас нет необходимого оборудования?
— Вы можете разработать свой вариант рабочего листа и провести практические работы. В этом случае вместе с отправленной презентацией Вы должны отправить разработанный Вами рабочий лист. Возможно, Ваш рабочий лист войдет в коллекцию работ и будет также представлен на сайте.
Конвергентный подход в действии
Для проведения «Дня конвергентного урока» разработаны и размещены в библиотеке Московской электронной школы уроки, электронные учебные пособия и сборники заданий в формате международных и национальных исследований качества образования. Электронные учебные материалы предполагают командное решение конвергентных практико-ориентированных заданий, направленных на формирование естественно-научной, читательской, математической, финансовой, компьютерной и информационной грамотности.