ДВИЖЕНИЕ

День конвергентного урока

Границы стираются, а результаты возникают во время междисциплинарной работы на стыке областей.
Конвергенция (от английского convergence — «схождение в одной точке») означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение отдельных научных дисциплин и технологий, когда границы между ними стираются, а результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.

Реализация в московских школах конвергентного подхода в обучении направлена на формирование такой образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности, когда учащиеся воспринимают мир как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин.

«УГ Москва», № 48 от 27 ноября 2018 года

Урок
Станция 1
«Движение соединяет пространство и время»
Физика — это наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. И этот мир, в котором мы живём, который нас окружает и который находится внутри нас, постоянно изменяется, таким образом находится в непрерывном движении. Мы предлагаем вам почувствовать себя исследователями. Три мини-исследования позволят сформировать представление о важнейшем с точки зрения физики понятии — «движение».
«Движение, как постоянное изменение, присуще материи в целом и каждой мельчайшей ее частице»
Химия изучает такой вид материи, как вещество. Химическая форма движения материи — это превращение одних веществ в другие, т. е. химическая реакция. Прохождение её фиксируется нашими органами чувств по изменению цвета, агрегатного состояния, тепловых характеристик системы веществ и т. п. Количественно движение характеризуется скоростью химической реакции. В отличие от физического понятия скорости в химии скорость измеряется как изменение концентрации реагентов или продуктов реакции в течение времени. На скорость реакции может влиять присутствие катализатора или ингибитора. Особенно распространены каталитические реакции, ускоряемые природными катализаторами — ферментами, в живой природе.
«Движение — это жизнь»
Ключевым словом, характеризующим движение, для биологии является «развитие». Излишне говорить, что для самой биологии концепция развития получила фундаментальное значение, поскольку именно для живой природы развитие во времени – неотъемлемое и наиболее характерное свойство. Биология со времени Дарвина все более формируется как наука о возникновении и развитии органического мира.
Итоги работы
По итогам работы необходимо составить и отправить презентацию.
Структура презентации
Титульный слайд
На титульном слайде укажите номер школы и название команды. Шаблон презентации можно посмотреть и скачать ниже.
3 слайда
На каждом из 3 слайдов расположите фотографию оборудования, которое Ваша команда использовала на каждой из 3-х станций, и запишите выводы и развернутые ответы на вопросы к практическим задачам.
Интеллект-карта
На последнем слайде расположите интеллект-карту, которую Ваша команда составила по итогам проведенных практических работ. О том, что такое интеллект карта, написано ниже.
Интеллект-карта — это отличный инструмент при изучении нового материала: с ними гораздо проще не только запоминать новую информацию, но и воспринимать её. Это происходит из-за того, что в процессе создания своей интеллект-карты вы выявляете и фиксируете причинно-следственные связи между различными понятиями, и поэтому процесс изучения материала идет быстрее.
К тому же, интеллект-карты экономят время, поскольку при написании длинных конспектов уходит много времени и на написание, и на последующее перечитывание материала.
Кроме того, интеллект-карта это прекрасный инструмент при планировании или при решении различного рода жизненных задач.
  1. Чтобы создать свою интеллект-карту по итогу сегодняшнего урока, расположите в центре фундаментальное понятие «движение».
  2. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
  3. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями.

Интеллект-карта
Шаблон презентации
Отправить презентацию
Городской Методический Центр не оценивает отправленные презентации.
Оценивание проводит коллектив Ваших учителей.
Школа
Название команды
Презентация
Вы можете отправить презентацию в форматах .ppt и .pptx В названии файла презентации указывайте номер школы и название команды. Например: 123_Чемпионы
Ссылка на презентацию
Вы также можете отправить ссылку на размещенную в открытом доступе презентацию.
Коллективу учителей
Ниже представлены необходимые материалы, рабочие листы и списки оборудования для проведения Дня Конвергентного Урока "Движение" в Вашей школе.

Вы также найдете дополнительные материалы для подготовки и проведения "Дней", посвященных другим фундаментальным понятиям.
Пример проведения
1
Подготовка к уроку
Внимательно изучите рабочие листы. В зависимости от имеющегося в школе оборудования могут потребоваться разные варианты комплектов. Все варианты представлены в разделе рабочие листы и оборудование.
2
Проведение урока
Урок разработан для 10-ых классов. Вся параллель делится на 3 класса (3 учебных кабинета). Каждый класс делится на 3 группы. Каждой группе будет предложено выполнить 3 практических задания.
3
Итоги работы
По итогам работы необходимо создать и отправить презентацию. Начинать готовить фотоматериалы для презентации необходимо уже в процессе работы на станциях. Шаблон и структура презентации представлены на сайте.
4
Чемпионат
После прохождения трёх станций каждой группе предлагается принять участие в чемпионате по решению междисциплинарных задач.
5
Итоги чемпионата
Ответы на задачи чемпионата нужно отправить в специальной форме на сайте.
6
Сертификаты
Команды, проявившие себя в ходе урока и чемпионата, получат сертификаты.
Рабочие листы и оборудование
Выберите для каждой станции один вариант рабочего листа, исходя из того оборудования, которое есть у Вас в школе.
  • Рабочий лист А
    Оборудование проекта «Академический класс в Московской школе:
    • набор спектральных трубок с источником питания;
    • спектроскоп двухтрубный;
    • регистратор данных (ноутбук или планшет).

    Оборудование проекта «Инженерный класс в московской школе»:
    • набор спектральных трубок с источником питания;
    • набор лабораторный по спектроскопии.
  • Рабочий лист Б
    Оборудование проектов «Академический класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе»:
    • комплект для демонстрации и изучения атомной физики (определение удельного заряда электрона).
  • Рабочий лист В
    Оборудование для проекта «Академический класс в Московской школе»:
    • набор демонстрационный по механическим колебаниям с виброгенератором.

    Оборудование для проекта «Инженерный класс в Московской Школе»:
    • комплект для демонстрации и изучения механических колебаний и вращения
Медицинский класс (базовый)
  • Рабочий лист А
    Оборудование:
    • баня комбинированная лабораторная;
    • штатив;
    • пробирки ПХ-21 и ПХ-16;
    • цифровой датчик температуры;
    • микроскоп тринокулярный с окулярной камерой;
    • стекло предметное,
    • ноутбук или планшет, ПО Releon Lite;
    Реактивы:
    • иод кристаллический;
    • вода дистиллированная охлажденная;
    • масло растительное.
  • Рабочий лист Б
    Оборудование:
    • весы лабораторные, стаканы химические;
    • пипетка автоматическая 100-1000 мкл с наконечниками;
    • датчик оптической плотности (колориметр);
    • спектрофотометрическая кювета;
    • плитка электрическая;
    • ПО Releon Lite;
    Реактивы:
    • малоновая кислота;
    • сульфат марганца;
    • крахмал;
    • иодат калия;
    • серная кислота (водный раствор);
    • перекись водорода (30%).
  • Рабочий лист В
    Оборудование:
    • ступка;
    • пестик;
    • пипетки автоматические 100-1000 мкл с наконечниками;
    • датчик оптической плотности (колориметр) на 525 нм;
    • кюветы спектрофотометрические;
    • ноутбук или планшет, программное обеспечение Releon Lite;
    Реактивы:
    • листья салата;
    • гидрохинон (раствор водный, 10 г/л);
    • перекись водорода (3%);
    • вода дистиллированная.
Медицинский класс (дооснащение)
  • Рабочий лист А
    Оборудование:
    • баня комбинированная лабораторная;
    • штатив;
    • пробирки ПХ-21 и ПХ-16;
    • цифровой датчик температуры;
    • микроскоп тринокулярный с окулярной камерой;
    • стекло предметное;
    • ноутбук или планшет, ПО Releon Lite.
    Реактивы:
    • иод кристаллический;
    • вода дистиллированная охлажденная;
    • масло растительное.
  • Рабочий лист Б
    Оборудование:
    • Весы лабораторные;
    • стаканы химические; пипетка автоматическая 100-1000 мкл с наконечниками;
    • датчик оптической плотности (колориметр);
    • спектрофотометрическая кювета;
    • плитка электрическая;
    • ПО Releon Lite.
    Реактивы:
    • Малоновая кислота;
    • сульфат марганца;
    • крахмал;
    • иодат калия;
    • серная кислота (водный раствор);
    • перекись водорода (30%).
  • Рабочий лист В
    Оборудование:
    • Ступка;
    • пестик; центрифуга настольная;
    • микропробирки центрифужные на 1,5 мл;
    • пипетки автоматические 100-1000 мкл с наконечниками;
    • датчик оптической плотности (колориметр) на 525 нм;
    • кюветы спектрофотометрические;
    • ноутбук или планшет, программное обеспечение Releon Lite.
    Реактивы:
    • Листья салата;
    • гидрохинон (раствор водный, 10 г/л);
    • перекись водорода (3%);
    • вода дистиллированная.
Академический класс
  • Рабочий лист А
    Оборудование:
    • Весы лабораторные,
    • шкаф вытяжной,
    • колбонагреватель,
    • столик подъемный,
    • колба трехгорлая на 250 мл,
    • переходник керн 29/32 муфта 19/26,
    • пробки на шлиф 19/26, штатив,
    • пробирка ПХ-16,
    • микроскоп тринокулярный с окулярной камерой,
    • стекло предметное,
    • ноутбук или планшет.
    Реактивы:
    • Иод кристаллический,
    • вода дистиллированная охлажденная.
  • Рабочий лист Б
    Оборудование:
    • Весы лабораторные,
    • стаканы химические,
    • пипетка автоматическая 100-1000 мкл с наконечниками,
    • датчик оптической плотности (колориметр),
    • спектрофотометрическая кювета,
    • плитка электрическая,
    • ПО Releon Lite.
    Реактивы:
    • Малоновая кислота,
    • сульфат марганца,
    • крахмал,
    • иодат калия,
    • серная кислота (водный раствор),
    • перекись водорода (30%)
  • Рабочий лист В
    Оборудование:
    • Ступка,
    • пестик,
    • центрифуга настольная,
    • микропробирки центрифужные на 1,5 мл,
    • пипетки автоматические 100-1000 мкл с наконечниками,
    • датчик оптической плотности (колориметр) на 525 нм,
    • кюветы спектрофотометрические,
    • ноутбук или планшет, программное обеспечение Releon Lite.
    Реактивы:
    • Листья салата,
    • гидрохинон (раствор водный, 10 г/л),
    • перекись водорода (3%),
    • вода дистиллированная.
Курчатовский проект
  • Рабочий лист А
    Оборудование:
    • Весы лабораторные,
    • термоблок,
    • штатив,
    • пробирки ПХ-21 и ПХ-16,
    • цифровой датчик оптической плотности на 405 нм (или цифровой датчик мутности),
    • микроскоп тринокулярный с окулярной камерой,
    • стекло предметное,
    • ноутбук или планшет, ПО «Химия. Практикум».
    Реактивы:
    • Иод кристаллический,
    • вода дистиллированная охлажденная.
  • Рабочий лист Б
    Оборудование:
    • Весы лабораторные,
    • мешалка магнитная с якорем,
    • стаканы химические,
    • пипетка автоматическая 1-10 мл с наконечниками,
    • датчик мутности,
    • кювета для датчика мутности на 100 мл.,
    • плитка электрическая,
    • ПО «Химия. Практикум».
    Реактивы:
    • Малоновая кислота,
    • сульфат марганца,
    • крахмал,
    • иодат калия,
    • серная кислота (водный раствор),
    • перекись водорода (30%)
  • Рабочий лист В
    Оборудование:
    • Ступка,
    • пестик,
    • центрифуга настольная,
    • микропробирки центрифужные на 1,5 мл,
    • пипетки автоматические 100-1000 мкл с наконечниками,
    • спектрофотометр,
    • кюветы спектрофотометрические,
    • ноутбук или планшет,
    • программное обеспечение Kin5400.
    Реактивы:
    • Листья салата,
    • гидрохинон (раствор водный, 10 г/л),
    • перекись водорода (3%),
    • вода дистиллированная.
  • Рабочий лист А
    Оборудование:
    • электрокардиограф;
    • цифровая лаборатория по физиологии (датчик ЭКГ);
    • регистратор данных (компьютер/ноутбук/планшет);
    • (компьютер/ноутбук/планшет).
  • Рабочий лист Б
    Оборудование:
    • регистратор данных (компьютер/ноутбук/планшет);
    • цифровая лаборатория по физиологии (датчик частоты дыхания, датчик частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр), датчик артериального давления, датчик влажности);
    • тонометр (механический/электронный);
    • фонендоскоп.
  • Рабочий лист В
    Оборудование:
    • микроскоп демонстрационный для проецирования демонстрационных лабораторных и практических работ по биологии на экране или интерактивной доске (тринокулярный, план-ахромат);
    • микроскоп бинокулярный;
    • видеокамера для работы с оптическими приборами цифровая;
    • вебкамера на подвижном штативе для проецирования демонстрационных лабораторных и практических работ по биологии на экране или интерактивной доске;
    • регистратор данных (компьютер/ноутбук/планшет).
— Если у нас нет необходимого оборудования?
— Вы можете разработать свой вариант рабочего листа и провести практические работы. В этом случае вместе с отправленной презентацией Вы должны отправить разработанный Вами рабочий лист. Возможно, Ваш рабочий лист войдет в коллекцию работ и будет также представлен на сайте.
Конвергентный подход в действии
Для проведения «Дня конвергентного урока» разработаны и размещены в библиотеке Московской электронной школы уроки, электронные учебные пособия и сборники заданий в формате международных и национальных исследований качества образования. Электронные учебные материалы предполагают командное решение конвергентных практико-ориентированных заданий, направленных на формирование естественно-научной, читательской, математической, финансовой, компьютерной и информационной грамотности.